Психоаналитическая трактовка либидо

Психоаналитическая трактовка либидо
  • В попытке создания всеобъемлющей единой теоретической концепции о психологическом развитии и поведении человека Фройд, Абрахам и Клейн расширили понятие «либидо», сделав его одним из основных понятий психоанализа, определяющим все развитие человеческой психики, начиная с момента рождения, и проделывающим очень сложную эволюцию.
  • В развитии либидо у ребенка Фройд и его последователи выделили 3 стадии, завершающие свою эволюцию до достижения ребенком возраста 7 лет.
  1. Первая — стадия полиморфной перверзности, в которой все эмоциональные интересы ребенка сосредоточены на собственном теле, названа нарцистической стадией.
  2. Во второй стадии — стадии эдипова комплекса весь энергетический потенциал либидо оказывается сосредоточенным на любви к матери и ревнивой ненависти к отцу. При этом ребенок идентифицирует себя с матерью и вследствие этого реагирует по женскому типу (т.е. проявляет к матери гомосексуальные тенденции). В тех случаях, когда ребенку удается успешно преодолеть эти облигатные стадии развития либидо, он получает возможность проявлять любовь к отцу, достигая стадии зрелой сексуальности, объект которой — женщина.

Первая стадия подразделяется на ряд фаз, дифференцируемых и именуемых по органу, на котором концентрируется либидо, или по действию, связанному с этим органом.

Первая — оральная — фаза — идентифицируется Фройдом по сосанию, которое лишь поначалу связывается с питанием, а затем полностью эмансипируется и приобретает самостоятельность как первое чисто эротическое переживание. «Сосание, которое появляется уже у младенца и может продолжаться до зрелых лет или удержаться на всю жизнь, состоит в ритмическом повторяемом сосущем прикосновении ртом (губами), причем цель принятия пищи исключается... Сосание по большей части поглощает все внимание и кончается или сном, или моторной реакцией вроде оргазма... Я полагаю, что связь явлений, которую мы научились понимать благодаря психоаналитическому исследованию, позволяет нам считать сосание сексуальным проявлением и как раз на нем изучать существенные черты инфантильных сексуальных действий».

Фазы сексуального развития

  • С появлением у ребенка зубов и в случае отсутствия задержек сексуального развития первая фаза, в которой диапазон эмоционального реагирования ребенка ограничивался единственным видом эмоций — чисто эротическим, претерпевает, по Фройду, коренное изменение, так как ребенок получает возможность проявлять агрессию. Объем эмоциональных проявлений возрастает за счет включения эмоций ненависти (ярости) — начинается вторая фаза, орально-каннибалистская, или фаза пожирания. Ребенок не ограничивается тем, что с хрустом поедает сухари: по утверждению Клейн, обретенная острота зубов, сочетаясь с эмоцией ненависти, обращается ребенком на своих родителей, главным образом на мать, которую он в своих «фантазиях пожирает, что в свою очередь способствует формированию чувства вины и страха наказания. Абрахам в частых жалобах матерей на то, что дети в конце грудного периода больно кусают соски их молочных желез, усматривает «инстинктивное стремление пожрать грудь».
  • В следующих двух анально-садистических фазах объектом инфантильной сексуальности становится задний проход, что объясняется, по Клейн, стремлением ребенка изгнать съеденных (в фантазии) родителей и, таким образом, освободиться от контакта с ними. Выделяя первую из этих фаз как анально-садистическую фазу изгнания, Абрахам определяет ее также как фазу «частичной любви с воплощением», поскольку здесь «объект любви представлен частицей самого себя». Далее следует анально-садистическая фаза за¬держки, которую сам Фройд характеризует так: «Дети, которые пользуются эрогенной раздражимостью анальной зоны, выдают себя тем, что задерживают каловые массы до тех пор, пока эти массы, скопившись в большом количестве, вызывают сильные мускульные сокращения и при прохождении через задний проход способны вызвать сильное раздражение слизистой оболочки. При этом вместе с ощущением боли возникает и сладострастное ощущение».
  • При этом значение описанного явления, по мнению Фройда, отнюдь не ограничивается масштабом невинных детских шалостей — запреты, падающие на анально-садистическую фазу, могут сказаться в будущем даже не геморроем или «нервностью», а деформировать как сексуальные проявления, так и всю структуру личности: «В работе, необычайно углубляющей наше понимание значения анальной эротики, Lou Andreas-Salome указала, что история первого запрещения, предъявленного ребенку, запрещения получать удовольствие от анальной функции и ее продуктов, является решающим для всего его развития. Маленькое существо должно при этом впервые почувствовать враждебный его влечениям окружающий мир, научиться отделять свое собственное существо от этого чуждого ему мира и затем совершить первое “вытеснение” возможного для него наслаждения. С этого времени “анальное” остается символом всего, что необходимо отбросить, устранить из жизни. Требуемому позже отделению анальных процессов от генитальных мешают близкие анатомическая и функциональная аналогии и зависимости между обеими».
  • В следующей, уретральной, фазе ребенок получает сексуальное удовольствие от прохождения мочи по мочеиспускательному каналу. На этом этапе либидинозная фиксация наконец достигает гениталий и дает начало первой (ранней, или фаллической) генитальной фазе, в которой ребенок открывает возможность извлекать сексуальное наслаждение из мастурбационных манипуляций на собственных гениталиях.
  • Всю цепь метаморфоз завершает конечная, генитальная, фаза, достижение которой к возрасту не позже чем 7 лет дает, по представлениям психоаналитиков, основание надеяться на формирование в будущем способности к совершению нормального полового акта.
  • Особое значение Фройд придает латентному сексуальному периоду детства, занимающему промежуточное положение между проявлениями сексуальности младенческого возраста и пубертатной фазой сексуального развития: именно в этом периоде формируются, по мнению Фройда, психологические механизмы, которые имеют решающее значение для дальнейшего развития личности. И вся эта энергичная перестройка не оставляет у подавляющего большинства людей (хотя и не у всех) никаких следов в памяти вследствие активного вытеснения детских впечатлений из сферы сознания.

Особенности перехода от одной стадии к другой

  • Как считает Фройд, особенности перехода от одной стадии к другой (задержка на той или иной стадии, возврат к какой-либо из предыдущих фаз и т. п.) в значительной мере предопределяют не только сексуальные предпочтения в периоде возмужания, но и характер человека. Например, патологические «сосальщики», т.е. дети с фиксацией на стадии оральной эротики («у которых конституционально усилено значение губ»), «становясь взрослыми, делаются любителями поцелуев, имеют склонность к перверзным поцелуям, или, будучи мужчинами, приобретают сильный мотив для пьянства и курения. Если же к этому присоединяется вытеснение, то они будут ощущать отвращение к пище и страдать истерической рвотой». Таким образом, по утверждению фройдистов, именно инфантильные формы сексуальности, подвергаясь в ходе индивидуального развития наиболее глубокому вытеснению, оказываются носителями наиболее выраженных патологических потенциалов, создавая главный источник психоневрозов. Столкнувшись с внешним препятствием, либидо может возвращаться на пройденные этапы развития, приобретая форму патологической регрессии (лежащей, в частности, в основе шизофрении). К концу жизни Фройд «мифологизирует» свое учение о влечениях, сводя его к вечной борьбе двух мировых сил — влечения к жизни и к смерти.
  • Оценивая положение психоанализа к началу 20-х годов, Фройд сам указывал, что именно тенденции психоаналитического пансексуализма, «подчеркивание значения сексуальной жизни во всех проявлениях человеческой деятельности и сделанная здесь попытка расширить понятие сексуальности всегда были самыми могучими мотивами сопротивления против психоанализа» и даже побудили некоторых его единомышленников, которые в свое время «интенсивно занимались психоанализом, отпасть от психоанализа».
  • Одной из основных причин неприятия психоанализа в целом и утраты им былого влияния является преднамеренный отход Фройда и его ближайших сподвижников от путей естественнонаучного, биологического исследования с вытеснением их односторонними приемами психоаналитической техники (что признал и сам Фройд в предисловии к третьему изданию «Очерков по психологии сексуальности»). При этом наиболее четко все слабости психоанализа сказались именно в концепции либидо. Для устойчивой эрекции принимают  Cenforce 100Levifil-20Tadajoy 20.
  • Другой причиной фиаско учения Фройда о либидо и сексуальных мотивациях явилось отсутствие единой и твердой философской платформы — сам он занятия философией называл непростительной растратой интеллектуальных сил. Диалектика Фройда — насквозь идеалистична в своей основе — смена фаз либидо подобна саморазвитию абсолютной идеи Гегеля, хотя исходной «философской матрицей» Фройда явились принципы естественнонаучного эмпиризма и позитивизма, а его утверждение решающего значения для всей душевной жизни человека именно бессознательных, иррациональных влечений сближало фройдизм с иррационализмом XIX века, восходящим к Шопенгауэру.

Учение Фройда

  • Учение Фройда о либидо антигуманно, пронизано фатализмом: рассматривая влияния общества и культуры на человека как силы, лишенные формирующего, творческого значения и лишь ограничивающие внутренние влечения человека и препятствующие их свободному выявлению, Фройд низводил человеческую психику до пассивной арены междоусобной борьбы извечных темных сил Танатоса и Эроса, первобытных желаний и запретов человеческой предыстории.
  • Именно пансексуализм явился одним из пунктов, приведших в конечном счете к распаду фройдовской школы. Наряду с десексуализацией и расширением понятия либидо (по Фройду — специфической энергии сексуальных влечений) до психической энергии как таковой К. Юнг и А. Адлер выступили с отрицанием доминирующей роли сексуальных влечений в развитии личности, а Карен Хорни пришла к тотальному отрицанию всей теории либидо, концепции эдипова комплекса и предопределяющей роли инфантильной сексуальности: «Все эти теории требуют критики и должны рассматриваться скорее как историческое бремя, которое несет психоанализ, чем как его сущность». Никто никогда не сомневался, говорит Хорни, что сосание, процесс еды и т.п. могут доставлять наслаждение, но сам факт наслаждения еще не свидетельствует о сексуальной природе сосания, поглощения пищи и т.д. «Оказывает ли сексуальность такое большое влияние на характер, как полагает Фройд?» — спрашивает Хорни, и, анализируя доказательства, она всякий раз дает отрицательный ответ.
  • Определенную роль в ранней критике пансексуализма сыграл также Адлер, который в иерархии человеческих потребностей отвел половому влечению подобающее место, показав в противовес Фройду, что человек является существом прежде всего социальным. Именно Адлер четко и недвусмысленно высказал мысль, что способ, которым человек удовлетворяет свои сексуальные потребности, определяется стилем его жизни, а не наоборот.